Сложилось так, что в очередном туре барсумской рулетки мне выпало прочесть сразу две книги.
Гус Кёйер
«Книга всех вещей»
Никакого особого впечатления на меня эта повестушка не произвела, если честно. В общем-то, это довольно банальная, достаточно растиражированная в детской литературе, история про не слишком счастливого одинокого мальчика, Томаса, который, пройдя через определенные испытания и как следует пострадав, в итоге все-таки находит друзей и с их помощью побеждает зло. В книге пропагандируются прописные истины, такие как «Никогда не сдавайся» и «Ничего не бойся». Другое дело, что эти банальные истины подаются живым, незаезженным, ироничным языком через парадоксы, ожившие аллюзии, за счет этого книга читается довольно легко. В то же время в ней поднимаются очень непростые вопросы о непротивлении злу и о том, как же Бог допускает, чтобы в мире происходили ужасные вещи. На эту тему написано немало сложнейших религиозных трактатов и художественных произведений (взять того же Достоевского), а в этой книге просто несколько раз повторяется то, что Бог умер, или Ему все равно, или Он не справляется (что меня несколько коробило). Ну, окей, такая точка зрения тоже имеет право на существование, наверное. Просто она немного странная для детской книги. И в итоге, в финале, хотя и доносится мысль, что Бог и Иисус очень любят мальчика (от чего по ходу повествования ему не было ровно никакого толку и пользы), оказывается, что именно, и исключительно, человеческие доброта, храбрость, чувство взаимовыручки, работа души и реальные действия самих людей приходят Томасу на помощь.
Жан-Клод Мурлева
«Горе мертвого короля»
Эта книга мне понравилась, прежде всего, по одной простой причине: ее интересно читать. Повествование бойкое, красочное, цепляющее и довольно увлекательное. Интересно следить за перипетиями сюжета (пусть и сказочного) о разлученных братьях, их становлении, взрослении и приключениях, сопереживать героям, тем более, что гамма чувств, переживаемых ими, весьма обширная и отнюдь не детская. Очень достоверно и трогательно изображена любовь Александра к Лие, и страдания, которые он из-за нее перенес. Пожалуй, Александр вышел самым живым и ярким персонажем книги, ему уделено наибольшее внимание автора. Впрочем, и другие герои, такие как ведьма Брит, и Лия, и Волчица автору тоже удались – так и видишь их перед глазами. А вот главный антагонист и злодей, Герольф, вышел абсолютно картонным и недостоверным. Кроме того, автор, видимо. пытается придать нотку сюрреалистичности повествованию, смешивая параллельные миры и понятия, существующие в этих мирах. Так, один герой-сумасшедший убийца, живущий в мире и реальности этой книги – на загадочных островах, Континенте и Большой земле, с правящими королями, королевствами и всем прочим, грезит ни о чем другом, как об Африке, о жирафах и слонах. А неизвестные солдаты, атакующие войско Герольфа, именуются казаками. Почему вдруг казаки, откуда они здесь, и что это значит, в книге не поясняется. Еще из непонятного – почему так резко обрывается повествование о Бриско, внуке короля. Потому что это был его выбор – просто жить, позабыть честолюбие, зарыть в землю свои таланты, остаться безвестным отшельником, рядом с женщиной, заменившей ему мать?.. Возможно, но читателям остается лишь додумывать это, никакого внятного объяснения мотивам его решения автор не дает, и у читателя остается чувство недосказанности и легкого недоумения. Такое ощущение, что автор просто не знал, что дальше делать с этой нитью повествования и просто ее оборвал. Но, в целом, несмотря на недочеты, книга довольно славная и однозначно стоит потраченного на нее времени.
Гус Кёйер
«Книга всех вещей»
Никакого особого впечатления на меня эта повестушка не произвела, если честно. В общем-то, это довольно банальная, достаточно растиражированная в детской литературе, история про не слишком счастливого одинокого мальчика, Томаса, который, пройдя через определенные испытания и как следует пострадав, в итоге все-таки находит друзей и с их помощью побеждает зло. В книге пропагандируются прописные истины, такие как «Никогда не сдавайся» и «Ничего не бойся». Другое дело, что эти банальные истины подаются живым, незаезженным, ироничным языком через парадоксы, ожившие аллюзии, за счет этого книга читается довольно легко. В то же время в ней поднимаются очень непростые вопросы о непротивлении злу и о том, как же Бог допускает, чтобы в мире происходили ужасные вещи. На эту тему написано немало сложнейших религиозных трактатов и художественных произведений (взять того же Достоевского), а в этой книге просто несколько раз повторяется то, что Бог умер, или Ему все равно, или Он не справляется (что меня несколько коробило). Ну, окей, такая точка зрения тоже имеет право на существование, наверное. Просто она немного странная для детской книги. И в итоге, в финале, хотя и доносится мысль, что Бог и Иисус очень любят мальчика (от чего по ходу повествования ему не было ровно никакого толку и пользы), оказывается, что именно, и исключительно, человеческие доброта, храбрость, чувство взаимовыручки, работа души и реальные действия самих людей приходят Томасу на помощь.
Жан-Клод Мурлева
«Горе мертвого короля»
Эта книга мне понравилась, прежде всего, по одной простой причине: ее интересно читать. Повествование бойкое, красочное, цепляющее и довольно увлекательное. Интересно следить за перипетиями сюжета (пусть и сказочного) о разлученных братьях, их становлении, взрослении и приключениях, сопереживать героям, тем более, что гамма чувств, переживаемых ими, весьма обширная и отнюдь не детская. Очень достоверно и трогательно изображена любовь Александра к Лие, и страдания, которые он из-за нее перенес. Пожалуй, Александр вышел самым живым и ярким персонажем книги, ему уделено наибольшее внимание автора. Впрочем, и другие герои, такие как ведьма Брит, и Лия, и Волчица автору тоже удались – так и видишь их перед глазами. А вот главный антагонист и злодей, Герольф, вышел абсолютно картонным и недостоверным. Кроме того, автор, видимо. пытается придать нотку сюрреалистичности повествованию, смешивая параллельные миры и понятия, существующие в этих мирах. Так, один герой-сумасшедший убийца, живущий в мире и реальности этой книги – на загадочных островах, Континенте и Большой земле, с правящими королями, королевствами и всем прочим, грезит ни о чем другом, как об Африке, о жирафах и слонах. А неизвестные солдаты, атакующие войско Герольфа, именуются казаками. Почему вдруг казаки, откуда они здесь, и что это значит, в книге не поясняется. Еще из непонятного – почему так резко обрывается повествование о Бриско, внуке короля. Потому что это был его выбор – просто жить, позабыть честолюбие, зарыть в землю свои таланты, остаться безвестным отшельником, рядом с женщиной, заменившей ему мать?.. Возможно, но читателям остается лишь додумывать это, никакого внятного объяснения мотивам его решения автор не дает, и у читателя остается чувство недосказанности и легкого недоумения. Такое ощущение, что автор просто не знал, что дальше делать с этой нитью повествования и просто ее оборвал. Но, в целом, несмотря на недочеты, книга довольно славная и однозначно стоит потраченного на нее времени.